От парафирования Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом до самого начала Евромайдана в Украине не прекращались дискуссии, стоит ли нам подписывать Ассоциацию. Сможем ли мы конкурировать? Насколько это повлияет на перспективы торговли с Таможенным союзом (ТС)? Насколько совместимы и похожи системы ЕС и ТС? Можно ли усидеть на двух стульях? Может, в конце концов, развернуться и начать вступление в ТС?
И теперь, когда политический выбор сделан, снова начинают звучать старые призывы — подумать, просчитать, подождать… Вновь приводятся аргументы в их поддержку, которые базируются на ложных представлениях и необоснованных оценках. Кажется, пришло время попробовать взвешенно и трезво взглянуть на те предположения, которые лежат в основе попыток остановить европейский вектор движения Украины.
Ниже, для удобства, такие предположения названы «мифами», хотя, как станет очевидно из текста, они варьируются от настоящих мифов до обоснованных опасений, противостоять которым следует действием.
Сразу же следует обозначить ограничения, в рамках которых оперирует этот текст. В нем не идет речь обо всем Соглашении об ассоциации вообще или во всех его частях. В нем говорится лишь о том, что в мире называют техническими правилами и стандартами, а в Украине — системой технического регулирования. В Соглашении об ассоциации это лишь статьи 53-58 и Приложение III.
Но они касаются производства и торговли широким спектром промышленных товаров: от игрушек или простых бытовых электроприборов до высокотехнологичной медицинской техники и производственных линий. Не относится это к пищевой продукции, автомобилям, фармацевтическим изделиям, химической продукции и самолетостроению, поскольку для этих видов продукции в Европе действуют отдельные регуляторные режимы, а в Соглашении об ассоциации пищевой продукции и автомобилям посвящены отдельные положения, тогда как фармацевтика, химия и самолеты отсутствуют вообще.
Ниже представлены первые три из семи «мифов», которые удалось собрать из разных источников, с попыткой объяснить реальное положение дел. Число «семь» не претендует на полноту, могут быть и другие мифы, и тогда появится повод для еще одного разговора.
Миф 1. Переход к техническим правилам и стандартам ЕС будет внезапным
Бытует мнение, что чуть ли не со дня ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС Украина должна будет применять те же правила и стандарты, которые действуют в Европейском Союзе.
Соответственно, вся украинская промышленность просто погибнет, поскольку будет неспособна так быстро приспособиться к новым правилам игры.
Действительно, внезапный переход на новые технические правила и стандарты является невозможным, а требовать этого со стороны Европы, которая сама выстраивала свою систему годами, было бы верхом цинизма по отношению к Украине. Поэтому на самом деле никакого внезапного перехода к техническим правилам и стандартам Соглашение об ассоциации не требует.
Зато предусмотрен механизм постепенного внедрения таких правил и стандартов на протяжении от двух до пяти лет, в зависимости от вида продукции. Например, в течение двух лет Украина должна подготовиться к применению европейских норм при производстве продукции машиностроения или средств индивидуальной защиты (всего девять видов продукции за два года), а для систем управления железной дорогой или строительных изделий, к примеру, предусмотрены более длительные сроки — пять лет и вплоть до 2020 года.
В течение указанных периодов Украина должна сделать следующее:
1) принять технические регламенты, которые внедряют в законодательство Украины директивы и регламенты ЕС на соответствующие виды продукции; 2) принять в качестве национальных стандарты, которые существуют в ЕС под эти директивы и регламенты; 3) подготовить инфраструктуру испытательных лабораторий и органов по сертификации для работы в соответствии с европейскими требованиями.
Когда Украина завершит выполнение этих действий в отношении первых видов продукции, она подпишет как отдельный протокол к Соглашению об ассоциации так называемое Соглашение об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции. Его латинскую аббревиатуру АСАА (произносится А-К-А-А) стоит запомнить, поскольку в будущем она претендует на достаточно широкое употребление.
Действие Соглашения АСАА постепенно, по мере выполнения Украиной указанных выше действий, будет распространяться на различные виды продукции. Это и будет подготовкой к применению в Украине европейских стандартов и правил.
Начало действия Соглашения АСАА в отношении соответствующего вида продукции будет означать свободный доступ этой украинской продукции на рынки государств-членов ЕС, а также Норвегии, Исландии, Швейцарии и Турции.
Миф 2. Украинская продукция не качественная, а значит, не конкурентоспособная
Качество продукции действительно является основой ее конкурентоспособности. Но качество на самом деле разное и рассчитано на разные категории потребителей с разной толщиной кошельков.
В Европе на государственном уровне, как правило, занимаются тем, чтобы продукция была безопасной, а вопрос качества решается конкуренцией на рынке. Поэтому назвать вышеприведенное утверждение совершенно необоснованным было бы неправильно.
Однако значительная часть украинской продукции — конечно же, не вся — не такая уж и некачественная, как о ней думают, и вполне способна удовлетворить ожиданиям определенных слоев европейских потребителей. Проблемы, кажется, заключаются совсем в другом.
Во-первых, в ЕС существуют требования к технической документации на конкретные виды продукции: она должна содержать описания и чертежи, протоколы испытаний и оценку рисков, то есть то, что позволяет контролирующим органам в случае необходимости оценить аспекты безопасности продукции, но, обратите внимание, не ее качества. Эта документация должна находиться на территории Евросоюза у уполномоченного представителя зарубежного изготовителя или у официального импортера продукции в ЕС.
В Украине же к соблюдению таких формальностей традиционно относятся недобросовестно — нам проще купить какую-то бумажку под названием «сертификат соответствия» и ограничить этим свою законопослушность. Правды ради надо отметить, что в Украине при активном содействии государства выработалась такая ментальность, что не сама продукция, которая может представлять риск, а бумажка — действительно ли она выдана с соблюдением всех правил, или просто куплена — является предметом пристального внимания контролирующих органов.
Во-вторых, классическим принципом рыночной экономики является то, что главное — не произвести продукцию, а продать ее.
Сбыт продукции оброс целой наукой маркетинга, создания и поддержания брендов, агрессивной рекламой и продвижением своей продукции. Мы же сплошь и рядом до сих пор действуем по старинке: много нам не надо, уже есть налаженные связи со старыми партнерами, еще с советских времен — ну и слава Богу; тратиться на рекламу и продвижение продукции слишком затратно и тому подобное.
На самом же деле определенная (и немаленькая) часть украинской продукции вполне сможет найти своих покупателей в странах Европы, но для этого ее нужно продвигать, о ней должны узнать европейские потребители. А это значит, что нашим производителям следует заняться активным маркетингом своей продукции в ЕС, участвовать в ярмарках и выставках, держать в Европе своих представителей или нанимать маркетинговые фирмы и т.д.
Учитывая это, есть над чем задуматься и поработать торговым миссиям при посольствах Украины в государствах Европы, да и вообще по всему миру.
Миф 3. На украинском рынке будет нашествие европейских товаров
Правда состоит в том, что это нашествие европейских товаров на украинский рынок уже давным-давно является фактом. Кто из нас не пользуется в своем повседневном быту чем-то, что произведено где-то в Европе или под каким-то европейским брендом?!
Евросоюз является вторым по величине торговым партнером Украины, более трети импорта в Украину поступает из ЕС. При этом львиную долю составляют высокотехнологичные товары, те самые, которые мы так любим использовать в быту. Значит, эта продукция соответствует украинским техническим правилам и стандартам и удовлетворяет ожиданиям украинских потребителей.
Однако вряд ли, особенно учитывая нашу покупательную способность, произойдет существенный рост импорта со стороны ЕС. А значит, не следует бояться того, что уже и так имеет место.
Впрочем, на эту проблему стоит взглянуть с другой стороны, а именно с точки зрения возможностей, которые получает Украина с переходом на европейские технические правила и стандарты.
Если европейской продукции в Украине уже хватает, то нашей в Европе мало. Поэтому введение в Украине системы, признанной в ЕС, фактически предоставит Украине возможность беспрепятственно наращивать объемы своего экспорта в ЕС. Конечно же, это лишь возможность, которой надо воспользоваться. А насчет того, как этим воспользоваться — смотрите выше.
Источник